Безопасность движения на железнодорожном транспорте в значительной мере зависит от надежности рельсового пути, в связи с чем основным объектом неразрушающего контроля (далее - НК) при эксплуатации железнодорожной инфраструктуры являются рельсы. Для их проверки необходимо функционирование системы НК, представляющей собой совокупность средств контроля и исполнителей, взаимодействующих по правилам, установленным соответствующей нормативной документацией.
В настоящее время в России и 12 странах СНГ основным нормативным документом в области ультразвуковой дефектоскопии рельсов является ГОСТ 18576-96 «Контроль неразрушающий. Рельсы железнодорожные. Методы ультразвуковые», разработанный НИИ мостов и введенный в действие с 2002 г. Данный документ являлся четвертой переработанной редакцией первого в мире стандарта ГОСТ 18576-73 «Рельсы железнодорожные. Методы ультразвуковой дефектоскопии»[1]. Документ содержит огромный пласт специальной информации,при этом, однако, является скорее учебным пособием, так как в нем отсутствуют обязательные требования к применяемым видам, методам НК и их основным параметрам, определяющим достоверность выявления дефектов, развивающихся в условиях эксплуатации и влияющих на безопасность движения.
Целью разработки нового стандарта являлось создание эффективной системы НК рельсов в пути, обеспечивающей приемлемые уровни техногенных рисков при эксплуатации рельсового пути и минимальные затраты на контроль.